Взятие Азова донцами в царствование Михаила Федоровича // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских, 1864. – Кн. 3/4. – Отд. 5. – С. 12-17.

 

 

ВЗЯТИЕ АЗОВА ДОНЦАМИ В ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА.

 

В лета Благочестиваго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца.

 

Собравшеся военное вольное казачество из городов 500 человек на тихой Дон, Атаман у них был родом Нижняго Новаграда, что на Волге pеке, Наум Васильевич. В некое время Азовский Паша, по нашему Воевода, от Турских бояр отдаде в замужество дочь свою за Крымскаго Хана, а по нашему их Царя Старчева, и тот Азовский Паша, нагрузя четыре буса живота, отпустил на оных дочь свою по Дону к Крымскому Хану Старчеву, а провожатых с нею послал 700 человек.

 

И в то время, услышав на Дону казаки, Атаман с товарищи, начали мыслить, как бы Царя Старьчия невесту в полон взять и живота нажить, чего для сделали они легкие струги, и собравшеся во един круг, советовали ити в путь свой; и молились угодникам святым, Иоанну Предтечи и Николаю Чудотворцу, прося от них помощи cиe дело совершить.

 

И по молитве, собравшеся казаков четыреста человек, пошли в путь свой, на Дону оставили для обережения 100 человек, да чернаго попа Серапиона, который к ним пришел из Астрахани от Архиепископа Макария, по некоей вине случившейся. Отправясь же Атаман с казаками в путь, влекли на ceбе струги свои к морю, и шли до онаго неделю и два дни

 

 

13

Пришедши они к морю, стали в камышник, дабы устремить бусы, и оттуда Атаман отпустил десять человек казаков в степь, да изловят каких ни будь зверей на съедение; и тогда казаки в степи нашли двух Татар спящих, а кони их привязаны были; они же, емши их, приведоша к Атаману, которой начал их спрашивать: откуда вы идете, и где пловут вашего Паши бусы, и сколько на оных живота с дочерью Пашевою? Татара же сказали, что мы из города Азова, ездили для зверинаго промысла, и бусы заутра будут здесь, живота на оных весьма много, а провожатых 700 человек; и повелел Атаман Татарам головы срубить.

 

В половине третьяго дня казаки, усмотрев пловущия бусы, сели в легкия свои струги и прямо устремились на оныя, Татар же тут всех 700 человек порубили и пометали в море, а бусы приставив к берегу, все товары выгрузили.

 

Потом Атаман всем казакам заказал накрепко, чтоб никто к Пашевой дочери и служащим при ней не ходили и насилия им не учинили, понеже надеялся Атаман, что от Паши Азовскаго за дочерь и служащих при ней выкупу скоро быть должно.

 

Вскоре послe того Атаман послал на Дон двух казаков на двух Татарских лошадях, да пригонят 300 коней; и пришедше они скоро на Дон, сказали оставшим казакам, что помощию Крестителя Господня Предтечи и Чудотворца Николая поручил Бог взять 74 буса с дочерью и девицами и со всеми животами, а Татар всех 700 человек убили и пометали в море; они же, услышав о том, прославиша Бога и угодников его, и скоро пригнавше коней, все животы свезли на Дон, и дочь Пашеву со всеми служащими взяли с собою, и на Дону весь живот разделили.

 

Услышав же Азовский Паша, что Донские казаки бусы разбили, дочь его и служащих при ней двадцать пять девок в полон взяли, прислал на Дон злата, сребра, жемчугу и всякаго живота на 10,000 тысяч рублей, чтоб дочерь его с девками на выкуп отдали. И казаки на выкуп все отдали, а Турецкий живот весь отправили в Астрахань сменят на Pyccкиe

 

 

14

товары, и привезли оттуда оных на тринадцать тысяч рублей. Казаки от той Татарской свадьбы обогатились, и написали два образа во имя Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, и поставили в часовню. Собравшеся казаки во единой круг, начали советовать, как бы нам Азов взять.

 

И Атаман Наум Васильевич и Есаул Иван Федорович сказали: Разумно говорите, казаки вольные, молодцы добрые: как град Азов возмем, сделаем 130 телег, и покроем их кожами красными и черными, и во 100 телег положим по малу числу товаров, а в 30 телег по 4 человека казаков с ружьями и Русскими товарами. Услышав у Атамана и Есаула совет, весьма похвалили и сказали вес: Да будет тако! И начата готовити телеги, и положили в 30 телег по малу Русских товаров и по 4 человека, и собравшеся казаки во един круг, тако сказали: Аще поиощию Божиею и молитвами Иoaннa Предтечи и Николая Чудотворца возмем Азов, назад будем, или там останемся. По совершении молебнаго пения, с тихова Дону пошли к Азову граду, и взяли с собою честныя иконы, и не доходя до Азова за день стали в камышнике и начали думать, как бы взять Азов, и несколько казаки задумались; Атаман же, видя казаков печальных, сказал им: Что вы молчите, и тужите и печалитесь?   Заутра   нам   Бог   поможет   взять  Азов град.

 

К каждой телеге приставил Атаман по человеку, а 300 человек снарядил в хорошее Немецкое платье, и заготовил лист к Азовскому Паше или Коменданту, в коем написано: Из Астраханского Царства отпущены товары с торговыми людьми в Турецкую землю, в город Азов; и казаки другими именами назвались, и о товары на несколько тысяч выпись объявили, таможенной откуп за печатью Атамана написали, и противу того точную копию списали, в самую же полночь пошли со всем обозом к Азову. И шесть человек, едущих от Азова на конях, увидев их, стали спрашивать: Что за люди и откуда едут? Казаки сказали: едем из Астрахани, торговые люди, с Русскими товарами в Азов град.

 

Атаман велел всему обозу остановиться, и тем людям по 3 белки дал. Татары же,  взяв белки, поехали назад в

 

 

15

Азов, показали о том Паши или Коменданту: Едущим нам на звериную ловлю, встретили мы великой обоз Русских людей со сто возов и больше, называются из Астраханскаго Царства торговые люди, едут в Азов, а товары у них всякие Pyccкиe есть и на нашу руку.

 

Паша же, услышав от своих Татар о торговых людях, послал восемь человек осмотреть тот товар, которые, приехав к казакам, стоящим со всем обозом близ городовой стены, начали вопрошать, и казаки сказали, что они торговые люди из Астрахани. Татары и Турки, видя на казаках платье долгое торговое, говорили им: Послал нас Паша наш и Комендант, покажите письмо из Астраханскаго Царства от Воеводы вашего, и какой у вас есть товар продать. Атаман велел казакам 10 телег открыть, и казаки, 10 возов развязав, скоро открыли всякой товар, как то: котлы, порох, свинец, уклад, холсты, сукна, добрые соболи, лисицы и белки. Увидев то, Турки и Татары говорили: Во всех ли у вас возах такой товар? Они им отвечали: Только в двух возах есть у нас Паши вашему и Коменданту подарки и развязать их нельзя, а заутра те подарки сами принесем, при чем осмотрителям подарили по лисице, Туркам же пар 6. По возвращении Турок Паша вопросил: Что они за люди, откуда приехали и с какими товарами? Они же ответствовали, что торговые люди из Астраханскаго Царства, товары у них всякие Русские, открыли нам 10 телег, в которых покладены были котлы, порох, свинец, уклад, холсты, сукна добрые, соболи, лисицы и белки, да и во всех возах такой товар. Паша же вопросил: Есть ли у них из Астраханскаго Царства от тамошняго Воеводы лист о товарах, какие званием и на сколько по цене оных? Турки и Татары отвечали, что хотя и есть, но сами тебе покажут еще; они сказывают: Есть другие подарки твоему Величеству; для того всех возов нам не развязывали. Паша слышав, что есть у них драгие подарки, скоро торговых людей в город пустить повелел. Турки и Татары показали Паше, что торговые люди подарили им по лисице.

 

Паша, видев лисицы ценою около 5 рублей, сказал: Меня, де, завтра одарят драгими подарками. Казаки же, по захождении

 

 

16

солнца, въехали в Азов град, и Турки поставили их на гостинной двор, сказав им, чтоб товары вносили в лавку, а казаки просили до утра оставить, а завтра, сказали, осмотрим и перепишем, а иной товар просушим, и тогда в лавки сносим, и начата готовити пищу. Тогда приидоша от Паши с повелением, чтоб хозяева шли к нему с письменным видом.

 

Атаман отобрал получше 4 человека, пошел с ними к Паше, взяв с собою отпускной лист и на товары таможенные выписи, и пришед, по чину ему поклонились, и отдаде лист.

 

Паша же взял лист и распечатал, и прочитав, спросил: Есть ли у вас таможенные выписи? Атаман и выписи показал, сколько товаров и на сколько тысяч; и, просмотра выписи, отдал торговым людям, а лист взял себе.

 

Между тем Атаман вынул из мешка три сорока соболей и подарил ими Пашу, он же, приняв, почтил их и отпустил до утра. А как вышел Атаман с товарищи своими от Паши, говорил слуге его: Заутра принесу ему драгие подарки, чтобы у наших возов караула не было; понеже мы опасных людей сего города не боимся; слуга же о том возвестил Паше, которой у возов торговых людей караулу стоят не велел. Казаки же, сваря пищу, начали есть, и по отъядении затворены ворота на запор, и они мало приумолкли.

 

Потом Атаман велел телеги развязать, и вылезло из оных 400 человек, которые также начали есть. По отъядении сказал Атаман: Всех казаков во единой круг, и сказал им: Как из гостиннаго двора выдете, на розно разделитесь, никому назад не отступать и не выдавать. Сам он потел к Пашеву двору, а прочие в другия места; у возов же оставили чернаго попа Серапиона, с ним десять человек, чтобы молились Богу и угодникам его, Иоанну Предтечи и Николаю Чудотворцу. Как пошли с гостиннаго двора, закричали громким голосом, и начали на караулах Турок и Татар рубить, к воротам же поставили свой караул. К Паше в палату зашел сам Атаман, и голову у него срубил, потом услышали в городе Турки и Татары голос Русских людей, иные вышли без ружья, а другие с ружьем, но казаки рубят и копиями колют, как свиней, или овец, и разыдошася казаки по всему Азову, где сто,

 

 

17

пятдесят, а инде и по десяти человек, и рубили с полуночи до самаго свету; и видев Турки и Татары, что их много убили, прятались где кто мог, казаки ж в домах ходя, их убивали, и всех Турок и Татар и старых баб побивали, а молодых женок и девок к себе взяли.

 

По окончании сего действия, Атаман приказал мертвыя тела собирать и возить в море, и возили их ровно два дня, молодых же ребят, женок и девок и со всех домов имение собрав, начали делить, и по делу на каждаго казака досталось по три человека, а живота по две тысячи рублей да по четыре коня, и взяв с собой иконы, несоша посреде града с псалмо-пением, и украсиша их сребром и златом.

 

Атаман, раздав казакам домы, в коих они начали жить и Бога хвалить, и создали церковь деревянную во имя Иоанна Предтеча и Николая Чудотворца; потом казаки от воинства своего послали трех человек в Астрахань к Архиепископу Макарию с писанием, чтоб дал им на освящение церкви Архимандрита, попа и диякона, а пожаловал бы в ту церковь антиминс.

 

Преосвященный Макарий послал попа белаго и диякона на освящение церки и дал им антиминс и грамоту, да живут там в Азове. Пришед же поп и диякон, церковь освятили, и многие казаки на Турчанках женились и в Християнскую Bеpy приведены.

 

Пронесошеся о сем весть в Русских странах и городах, и много людей к ним в Азов пришло, и собралось их до 5,000 человек.