Малолетнему воспитаннику благородного при университете пансиона. Чтоб он старался быть таков, как здесь изображено. [Памятка] / Сообщ. А.Ф. Кони // Русская старина, 1888. – Т. 57. - № 3. – С. 796-798.

 

 

 

Малолетному воспитаннику благороднаго при университете пансиона.

Чтоб он старался быть таков, как здесь изображено.

 

I. Как добродетельное дитя понимает и любит Бога?

Дитя добродетельное при имени Бог чувствует в невинном сердце своем радость, любовь, страх и почтение. «Кто сделал это—так думает он — что я живу на свете, что я здоров, что я весел, когда веду себя хорошо? Кто маленьким моим товарищам и всем большим сделал такое-же добро? Кто для всех нас создал так много прекрасных вещей? и мы всех их лучше!—это Бог. Он всех больше, всех сильнее. Сколько он к нам милостив! Мы его не видим, а он нас знает, все нам дает. Как-же не любить и не почитать его, как не быть к нему благодарными? Он нам всем отец... отец!» восклицает оно—и дитя такое счастливо.

 

II.  Как   оно   чувствует   благоговение   к   государю   и любовь  к  отечеству? «Великий государь наш имеет от Бога власть  над  нашими  батюшками  и  над  нами. Сколько людей в государстве, а он  о  них   печется и всем делает добро.  Я чувствую  к   нему  в   сердце   благоговение.  О   если-бы  мне поскорее вырости  и  научиться  всему,  чтобы  служить  ему  и отечеству так охотно, так усердно, как те, которых  он милостиво жалует, и которых все любят и почитают!»

 

III.  Сколько   оно   чувствительно   к   родителям?   «Как нежно батюшка и матушка меня любят! сколько они ласкают меня, тешат, всем довольствуют! как рады, когда веду себя порядочно! Я  буду  и  все  так  поступать. Я  их сердечно люблю и почитаю. Сколько я их обрадую, когда они услышат, что я прилежен, не-

 

 

797

резов и  послушен!»  Так говорит само  себе наше прекрасное дитя и так поступает.

 

IV.  Как  оно  почитает  наставников  своих? «Начальники, учители и надзиратели поступают со мною как родные мои. Они хвалят и от всех отличают меня, когда я отменно хорошо учусь, и когда бываю скромен; а ежели что худое сделаю, то как им быть довольным, они выговаривают мне и отводят  меня от того,  чтоб  не  был  дурен.   О!   они  меня  любят, и  хотят мне добра. Я буду с  своей   стороны  любить их, почитать и во всем слушаться. Куда как весело их видеть и быть с ними: как они ласково и приятно будут на меня смотреть! Приедет батюшка, они меня похвалят; а это ему очень будет приятно». Вот чувствования добронравнаго дитяти!

 

V.   Как  оно  ведет  себя  в классе? «Прежде всего я попрошу Бога, чтоб он помог мне все вытверживать и помнить; в классе   буду   сидеть  смирно,   учтиво;   без   спросу и позволения   не встану  никогда  с  места; буду слушать и примечать, что говорит мой учитель, и ежели спросит меня, постараюсь отвечать исправно. Прекрасно! скажет он, и все товарищи на меня посмотрят! Как тогда  мне будет  весело! У меня все будет в порядке; перо очинено, чернильница чиста, тетради сшиты и написаны как надобно. Учитель и за то меня похвалит, подпишет мне хорошо и скажет веем: вот прилежной ученик! так-то и вы делайте!»

 

VI. Как поступает  при  повторении  уроков и во время отдыха? «У меня есть уроки—говорит он ввечеру при повторении.— Я тотчас примусь за них; прочту  сперва  одну  строчку;   вспомню как изъяснял  учитель; повторю ее два, три раза, и замечу наизусть, проговорю  без  книжки;   ежели ошибусь, еще посмотрю, пока выучу, наконец, твердо;   а  после  таким-же  образом поступлю и далее; и скоро, скоро весь урок   у   меня поспеет. Тут сделаю и другое,  что   задано,  или  перепишу,   что  нужно,   набело.    А  там гулять! да какже? Вить не резвиться, не кричать, не толкать друг дружки, не бегать безпрестанно! О! так делают только избалованные мальчишки! Нет! я буду всегда подле надзирателя своего, он мне скажет, где я зашалюсь слишком. С маленькими товарищами моими буду дружен, учтив, услужлив; мы никогда не поссоримся, будем играть вместе, а ежели захочется побегать  или  во что поиграть, то наперед спрошусь, да и то играть стану тихонько»...

 

 

798

Вот миниатюрный портретец прекраснаго, добраго и умнаго дитяти. Имейте его, любезный воспитанник, всегда пред глазами, и ведите себя точно так, как будто с вас снят этот образец; тогда вы будете и сами прекрасное, доброе и умное благородное дитя.

 

 

Примечание. Документ этот, интересный для истории одного из видных никогда учебных заведений в Москве—благородного при университете пансиона, взростившаго между прочими своими питомцами нескольких славных государственных деятелей. Мы перепечатываем с экземпляра начала XIX-го века, оттиснутаго на большом листе толстой серой бумаги; на обороте листа нижеследующая учебная табель дней и уроков.

 

 

Учебная  табель.

Имена   учащих   в   благородном   университетском    пансионе: князь Волконский, Прохоров, Калайдович.

 

Дни.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота.

 

Утренниe  часы:

Чистаго письма, россйскаго языка, риторики и логики, арифметики, геометрии, алгебры и тригонометрии, гражданской архитектуры, фортификации и артиллерии, географии, всеобщей истории, натуральной истории и физики, российскаго судопроизводства, христианскаго закона и нравственности.

 

Послеобеденные  часы:

Юриспруденции и политики, латинскаго языка и мифологии, немецкаго языка, французскаго языка, английскаго языка, рисования, музыки, фехтования, танцованья.

 

Благороднаго университетскаго пансионера.....[имя и фамилия].

 

Сообщ. А.Ф. Кони.