Титов А.А. Последний Ростовский архиепископ Арсений IV, Верещагин // Исторический вестник, 1886. – Т, 23. – № 2. – С. 392-396.

 

 

 

 

 

ПОСЛЕДНИЙ РОСТОВСКИЙ АРХИЕПИСКОП АРСЕНИЙ IV, ВЕРЕЩАГИН.

 

В ЯРОСЛАВСКОМ архиерейском доме, в Спасском монастыре, находится   замечательная, больших размеров, картина, изображающая последняго ростовскаго и перваго ярославскаго архиепископа Арсения Верещагина  и   его свиту. На картине этой,  отчасти попорченной и покрытой плохим лаком, сверху, как бы в клеймах, находятся следующия надписи:

 

1.

«Эконом Покр. игумен Порфирий; казначей иером. Игнатий; житен. иеромон. Аврамий; чашник монах Филимон; диакон Николай Сергеев; диакон Петр Игнатьев; хоронат диакон Симеон Егоров, бас 1-й; ип. Яков Зоревский, тен. 2-й; бас 2-й Ив. Козьмодемьяновский; тен. 1-й Михаил Вознесенский; тен. 1-й Василий Никольский; тен. 2-й Григорий Тропинский; бас 3-й Павел Тихановский; бас 3-й Николай Благовещенский; пономарь Илья Дыбинский, тен. 2-й; дишк. 1-й Василий Лазовский; дишк. Ив. Воскресенский; альт 1-й Димитрий Иерусалимский; альт 2-й Григорий Отцовский; дишк. 1-й Яков Благовещенский; дишк. 1-й Мирон Орлеянский; дишк. 2-й Ив. Воронинский; альт 1-й Петр Ильинский; альт 1-й Александр Алексеевский; альт 1-й Николай Затейкин; пл. Димитрий Васильевич Верещагин; к. Василий Федорыч Морошкин; Петр Алекс. Розов; фил. уч. Матвей Козьмич Нитский; жив. Николай Лужников;

 

 

 

393

2.

 

«И неба и земли

Владыко, нам внемли.

Се председящий с нами,

Отец между сынами,

Закон твой откровен

Лиет нам из устен.

Ты с высоты святыя

Ему лей дни златыя

И всем даждь благодать

Тебя нам познавать

В твоем священном чтении,

Что чтит и чтет Арсений,

 

Сей братства есть портрет

Единый здесь предмет:

Божественное слово,

Учение Христово,

Здесь славится

Творец Отцев и чад Отец;

Его приемлют пластырь

Пасомые и пастырь.

Владыко всех владык,

Тебе поет сей лик.

Даждь нам тебя узрети,

Молю и аз, и дети".

 

 

Любопытны на этой картине костюмы певчих и учителей семинарии: знамение времени с пудреными париками и французскими кафтанами сказалось и в духовной жизни, и свита владыки блистает этими иноземными модами.

Архиепископ Арсений, в мире Василий Верещагин, родился в 1736 году, в городе Кашине, Тверской губернии. Обучался в тверской семинарии и в 1756 году поступил в Московскую духовную академию, по выходе из которой, в 1761 году, определился в учителя риторики в тверскую семинарию. Затем чрез шесть лет принял пострижение в Желтикове монастыре 1). В 1768 году, был префектом тверской семинарии и учителем философии и богословия, потом ректором и архимандритом Отроча монастыря, а в 1771 году перемещен в Троицкий Калязин монастырь 2), с оставлением за ним ученых должностей по тверской семинарии.

В 1773 году, Арсений был назначен епископом архангельским. Обряд рукоположения в сан епископа совершал над

1) Желтиков Успенский 2-го класса монастырь, в 4-х верстах от Твери, основан в 1394 году св. Арсением, eп. тверским, при вел. князе Михаиле Александровиче. Из трех церквей монастыря замечательна соборная во имя Успения Богородицы, построенная в 1637 году царем Михаилом Феодоровичем; к сожалению, храм фундаментально возобновлен и украшен как в 1744 году, так и в последующее более близкое к нам время. Здесь почивают мощи основателя обители св. Арсения; тут же погребен и тверской архиеп. Амвросий Протасов, знаменитый духовный писатель, о котором митрополит Платон сказал: «Если бы я писал так, как он, то меня сходилась бы слушать вся Россия».

2) Троицкий Калязинский монастырь известен в истории подвигами князя Михаила Скопина-Шуйскаго. В 1610 году, ляхи взяли этот монастырь штурмом, убили воеводу Давида Жеребцова, защищавшаго обитель, игумена и иноков раззорили и сожгли все здания, а серебряную раку преп. Макария, дар Бориса Годунова, разсекли на части и св. мощи изринули. При царе Михаиле Феодоровиче все было вскоре возобновлено.

 

 

 

394

ним в придворной церкви 22-го декабря с.-петербургский архиепископ Гавриил Петров, совместно с другими архиереями, бывшими тогда в Петербурге. При хиротонии присутствовала сама императрица, пред которою Арсений говорил речь, «изображая ея щедроты, на него излиянныя, свое недостоинство и обещание быть верным долгу своего служения» 1). При отъезде Арсения в Архангельск Екатерина подарила ему архиерейское облачение и 2,000 рублей на путевыя издержки.

Не пробыв и года в Архангельске, Арсений был переведен в Тверь, на место знаменитаго Платона Левшина, и на этот переезд из Архангельска в Тверь императрица выслала 1,000 рублей. Управляя втечение 8-ми лет Тверской епархией, находящейся на пути между двумя столицами, Арсений часто встречал императрицу и всегда говорил ей, при ея проезде, приветственныя речи.

В 1783 году, Арсений был переведен в Ростов и  здесь

25-го марта 1785 года возведен в сан архиепископа.

На пятый год служения Арсения в Ростове, в 1786 году, первенствующий член св. синода, архиепископ Гавриил, предложил синоду, что государыня находит нужным, для соглашения предполагаемой пользы с нынешним устройством Ярославской губернии, перенести архиерейскую кафедру из Ростова в губернский город Ярославль, и св. синод, в исполнение монаршей воли, указом поручил ростовскому архиепископу Арсению «предварительно войдти в разсмотрение разных обстоятельств по сему предмету и представить сведения» 2). После дальнейшей переписки, в 1788 году, кафедра была переведена из Ростова, после 793-летняго существования, в Ярославль, и первоклассный Спасо-Преображенский монастырь был обращен в архиерейский дом.

В 1797 году, Арсений присутствовал при священном короновании императора Павла; в 1798 году, с епископом вологодским Арсением открывал мощи преподобнаго Феодосия Тотемскаго; в 1797 году, назначен членом св. синода и пожалован орденом св. Александра Невскаго, а в 1799 году — орденом Иоанна Иерусалимскаго большаго креста.

На кафедре ростовско-ярославской Арсений былъ 16 лет. Находясь на чреде служения в С.-Петербурге, он скончался 23-го декабря 1799 года, 63-х лет от рождения, и погребен согласно его завещанию, в Троицком Калязинском монастыре Тверской епархии.

В сане префекта, ректора тверской духовной семинарии, а равно  и   в сане тверскаго епископа,  Арсений всегда  отличался

1) Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, Ярославль, 1864, стр. 263.

2) Там же, стр. 265.

 

 

 

395

 

 

 

396

особою  заботливостью  о  нуждах семинарии   и   семинаристов и мягкою и нежною любовию к ученикам. Он своим глубоким интересом ко всем успехам  учеников и уменьем поощрить их за успешный труд соответствующею наградою вызывал семинаристов к усиленной деятельности, так что тверская семинария при нем отличалась  бодрым, здоровым и  трудовым направлением. Семинаристы часто не ограничивались одними школьными занятиями, и рвались к труду добровольному, чему примеров в памятниках тверской семинарии сохранилось множество 1). Из сочинений Арсения напечатаны слова: «На тезоименитство императрицы Екатерины II», М., 1773 г.; «На выбор судей», М., 1781 г.; он также исправил перевод Златоустовых слов «О покаянии и праздничных»: М., 1772, 1773, и К., 1777 г.

Не будучи сам поэтом, Арсений любил поэзию и покровительствовал ученикам, занимавшимся музами. От его времени осталось множество стихотворных произведений не только учеников, но и церковно-служителей, положенных иногда и на ноты. Часть сочинений учителей и учеников ярославской семинарии при Арсении отпечатана небольшою книжкою в Ярославле в 1791 году, и носит заглавие: «Оды, разговоры, надписи, канты, сочиненныя и говоренныя в разныя времена в Ярославле». В нашем собрании под таким же названием находится рукопись (№ 694), современная Арсению, наполненная подобнаго рода сочинениями его учеников.

Гравированных портретов Арсения, как нам известно, нет. Снимок с этой картины, при сем приложенный, нам подарен высокопреосвященнейшим Ионафаном,  архиепископом ярославским и ростовским, который, при вступлении своем на ярославскую кафедру, открыл картину в 1877 году, в архиерейском доме, среди разнаго хлама и мусора и намерен дать ей приличное помещение в Ростовском музее церковных древностей.   Это изображение   последняго   ростовскаго  владыки   будет одним из прекрасных украшений портретной галлереи,   которую предполагается устроить в Ионинской палате музея.

 

А. Титов.