Петр I. Рассказ Петра о начале кораблестроения в России. Предисловие к Морскому регламенту // Устрялов Н. История царстования Петра Великого. – Т. 2. – Потешные и Азовские походы. – Спб., 1858. – С. 397-401.


 

РАЗСКАЗ ПЕТРА О НАЧАЛЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ. ПРЕДИСЛОВИЕ К МОРСКОМУ РЕГЛАМЕНТУ. 1

 

Статья 1.

 

Хотя всем есть известно о монархии Poccийской и ея початии, и что далее деда князя Владимира 2 правдивой истории не имеем; но оставя cиe историкам, возвратимся к состоянию. Оный вышереченный Владимир как владычествовал и храбростию своею зело славен был, но паче прославился приведением своего отечества от тьмы идолопоклонства к свету Христовой веры. Но основав оную, вместо назидания и укрепления, яму к падению учинил, егда сынам своим на 12 частей сию монархию разделил, от чего и плод сего насажденнаго зла еще при животе своем видел, когда Святополк двух своих братьев, а его детей, убил. Потом варвары, видя cию махину разсыпанную, тако начали обезпокоивать, что едва не всю под свою область привели. И ежелиб милосердый Господь не воздвиг великаго князя Ивана Васильевича, то паки бы в идолатство пришли, или бусурманство; который Владимирово вредное дело исправил и расточенную махину паки в гору собрал и, яко новым крещением, силою воинскою христианство от вышереченных варваров свободил, и утвердил, и оных от ближняго соседства отогнал, котораго сын короною утвердил и, храбро владычествовав, от оных варваров весьма безопасно сочинил. Но потом, когда сия линия пресеклась злодейством Годунова, тогда через смя-

 

1. Из кабинетных дел. Отделение 1, кн. 38. Все писано рукою Петра. В Морском уставе, изд. 1720 года, оно значительно изменено Феофаном Прокоповичем, который многое исключил, а многое прибавил, заменив простоту Царскаго разсказа витиеватым изложением.

2. Т.е. прежде Игоря.


398

тение едва паки к падению не пришла, которую дед наш подобными первых дел трудами очистил и успокоил, отмщениеж и распространение сыну своему оставил, который какое тщание к тому прилагал, а особливо в воинских делах, о том всем есть известно,  и не точию на земле,  но и на море покушался (которое дело так у нас странно было, что едва слыхали о нем), как-то из осады города Риги и из строения двух кораблей в Дединове на Каспийское море видеть возможно. Но чего ради тогда тому не исполниться  и на нас сие бремя воля Вышняго Правители возложить изволила,  то оставляем непостижимым судьбам Его. Но хотя тогда и не воспоследовало, однакож странным образом от вышеупомянутаго начинания, яко от семени, нынешнее морское дело произошло,   таким  образом: когда намерено делать  кораблеплавание на Каспийском море, тогда вывезен был из Голландии капитан Давыд Бутлер с компаниею мастеровых и матрозов,  которые сделав корабль именем Орел, и яхту или галиот 3 и сплыли  в Астрахань;  но в то время  забунтовал Разин и, яко противник всякаго добра, оные разорил,  капитана убил, а прочие ушли в Переиду, и оттоль в Индейскую компанию. А двое из них, лекарь Иван Тормонт и корабельный  плотник и констапель Кастерс Брант, по усмирении   бунта,  возвратились к Москве,  и лекарь пристал к доктору Симону Зомеру, а Карштен Брант кормился столярною работою, даже до нашего времени.

 

Статья 2.

 

Пред посылкою князя Якова Долгорукова во Францию, между другими разговоры, сказывал вышепомянутый к. Я. что у него был такой инструмент, которым мочно было брать, дистанции или разстонния, не доходя до того места. Я зело желал его видеть; но он мне сказал, что его у него укpaли. И когда поехал он во Францию, тогда наказал я ему купить между другими вещами и ceй инструмент, и когда возвратился он из Франции и привез, то я, получа оный, не умел его употреблять. (А инструменты были астролябия, да кокорь, 4 или готовальня с циркулями и прочим). Но потом объявил его дохтуру Захару фон-дер-Гулстлу, что не знает ли он? который сказал, что он не знает; но сыщет та-

 

3. В редакции Феофана изд. 1720, стр. 28, прибавлено на Волге реке в Дединове. Дединово находится на Оке, в 25 верстах от Коломны.

4.   Голландск. koker готовальня.


399

кого, кто знает; о чем я с великою охотою велел его сыскать, и оный дохтор в скором времени сыскал Голландца, именем Франца, прозванием Тиммермана, которому я вышеписанные инструменты показал, который, увидев их, сказал теж слова, что князь Яков говорил о них, и что он употреблять их умеет; к чему я гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортофикации. И тако сей Франц, чрез сей случай, стал при дворе быть безпрестанно и в компаних с нами.

И несколько времени спустя, случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и гуляя  по амбарам,  где лежали остатки  вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил вышереченнаго Франца, что то за судно? Он сказал,  что то бот Английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал,  что при кораблях для езды и возки.   Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: естьли такой человек, который бы его починил и сей ход показал? Он сказал,  что есть. То я с великою радостью cиe услыша, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал Голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании  морских людей, для делания морских судов на Каспийское море; который оный бот починил и сделал машт и парусы, и на Яузе при мне, лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало. Потом, когда я часто то употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но 6oлее упирался в берега, я спросил: для чего так? Он сказал, что узка вода. Тогда я перевез его на Просяной  пруд, но и там немного  авантажу сыскал, а охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где 6oлее воды; то мне объявили Переславское озеро (яко наибольшее),  куды  я, под образом обещания  в Троицкий монастырь, у матери выпросился; а потом уже стал ее просить и явно,  чтоб там двор и суды сделать. И тако вышереченный Брант сделал два малые фрегата и три яхты, и там несколько лет охоту свою исполнял. Но потом и то показалось мало; то ездил на Кубенское озеро;   но оное  ради  мелкости  не показалось. Того ради уже положил свое намерение прямо видеть море: о чем стал про-


400

сить матери своей, дабы мне позволила; которая хотя обычаем любви матерней в сей опасный путь многократно возбраняла, но потом, видя великое мое желание и неотменную охоту, и не хотя позволила. И тако в            году был у Города и от Города ходили на море до Поноя с Английскими и Голландскими купеческими кораблями и одним Голландским конвоем, которым командовал капитан Голголсен; а мы были на своей яхте, именуемой Св. Петра. 5

«Таковым довольным плаванием обрадован бых, да не удовлен Государь наш. Тою ради всю мысль свою уклонил для строения флота, и когда за обиды Татарския учинилась осада Азова и потом оный счастливо взят, тогда, по неизменному своему желанию, не стерпел долго думать о том: скоро к делу принялся. Усмотрено место, к корабельному строению угодное на pеке Воронеж, под городом тогоже имени, призваны из Англии и Голландии искусные мастера, и в 1696 началось новое в России дело: строение великим иждивением кораблей, галер и прочих судов. И дабы то вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввесть в народ свой, и того ради многое число людей благородных послал в Голландию и иныя государства учиться архитектуры и управления корабельнаго,

И что дивнейше, аки бы устыдился Монарх остаться от подданных своих в оном искусстве, и сам восприял марш в Голландию, и в Амстердам, на Остъиндской вepфu, вдав себя с прочими волонтерами своими в научение корабельной архитектуры, в краткое время  в  оном  совершился что подобало доброму плотнику знать,  и своими трудами и мастерством новый корабль построил и на воду спустил.»

Потом6 просил той верфи баса Яна Пола, дабы учил его препорции корабельной, который ему чрез четыре дни показал; но понеже в Голландии нет на cиe мастерство совершенства геометрическим образом, но точию некоторыя  принципии, прочее же с долговрененной практики, о чем и вышереченный бас сказал, и что всего на чертеже показать не умеет, тогда зело ему стало противно, что такой дальний путь для сего восприял, а желаемаго конца не достиг. ИI по нескольких днях прилучилось быть Е. В. на загородном дворе купца Яна Тесинга

 

5. Следующия за сим строки, отмеченныя нами знаком « » не руки Петра и сочинены, кажется, Феофаном Прокоповичем, с собственноручными дополнениями  Государя, которыя напечатана здесь курсивом.

6.  Вся эта статья до конца писана рукою Петра.


401

в компании, где сидел гораздо не весел, ради вышеписанной причины; но когда между расговоров спрошен был, для чего так печален? тогда оную причину объявил. В той компании был один Англичанин, который, слыша сие, сказал, что у них в Англии сия архитектура так в совершенстве, как и другия, и что кратким временем научится можно. Cиe слово E. B. зело обрадовало, по которому немедленно в Англию поехал и там чрез 4 месяца оную науку окончал, и при возвращении своем вывез с собою двух корабельных мастеров Яна Деня, да Осипа Ная.