Описанное самовидцем торжество, происходившее в С.-Петербурге 22 октября 1721 года в царствование Петра Великого, по случаю заключения между Россией и Швецией Ништадтского мира // Сын отечества, 1849. – Кн. 11.- Отд. 1. – С. 1-4.

 

 

СЫНЪ ОТЕЧЕСТВА

ЖУРНАЛЪ

ИСТОРІИ, ПОЛИТИКИ, СЛОВЕСНОСТИ, НАУКЪ И ХУДОЖЕСТВЪ.

 

НОЯБРЬ.

 

САНКТПЕТЕРБУРГЬ.

 

в типографіи анемподиста дмитріева.

 

1849.

 

 

 

ОПИСАННОЕ САМОВИДЦѣМЪ ТОРЖЕСТВО, ПРОИСХОДИВШЕЕ ВЪ С.-ПЕТЕРБУРГѣ 28 ОКТЯБРЯ 1721 ГОДА, ВЪ ЦАРСТВОВАНIЕ ПЕТРА ВЕЛИКАГО, ПО СЛУЧАЮ ЗАКЛЮЧЕНIЯ МЕЖДУ РОССIЕЮ И ШВЕЦIЕЮ НИШТАДСКАГО МИРА *.

 

 

Бывъ самовидецъ сего торжества, опишу здѣсь въ память потомству онаго произшествіе.

Того 1721 году; сентября 19 дня, пополудни въ 3 часу къ Государю Петру Первому пришла оная радостная реляцiя о заключенiи вѣчнаго міра, тогда тотчасъ Его Величество приказалъ въ соборной церкви святыя Троицы благовѣстить въ колоколъ къ молебному пѣнію, въ знакъ благодарствованія Господу Богу, а потомъ послано ко всему министерству и духовному чину, также вскорѣ собраны были и полки гвардіи въ парадъ, къ тому жъ повелѣню было на Троицкой площади приуготовить кади; для всенароднаго увеселенія с виномъ и пивомъ.

И когда генераоитетъ и священный соборъ, весь народъ въ соборную церковь стекся, тогда и Его Императорское Величество, съ Государынею Императрицею и со всею Фамиліею изволилъ прибыть.

И тогда Святѣйшій Сѵнодъ и весь освященный соборъ во одеждахъ священныхъ для пѣнія благодарнаго молебна всѣ

* Надѣемся, что эту старинную, современнуб происшествію рукопись, читатели наши прочтутъ съ удовольствiемъ.   Ред.

 

 

 

2

изъ олтаря выступили; Преосвященный Рязанскій Митрополитъ Стефанъ, яко Презедентъ Святѣйшаго Сѵнода, сказалъ изустное краткое всенародное объявленіе о богодарованномъ вѣчномъ мірѣ Россiйской Имперіи съ корною Шведскою.

И потомъ начали пѣть благодарный молебенъ, по окончаніи онаго изволилъ Его Величество, вышедъ изъ церкви, стать нарочно на уготованномъ высокомъ мѣстѣ, и изволилъ изустно во весь народъ объявить въ слухъ всѣмъ тако:

«Здравствуйте и благодарите Бога православные, что за толикую долговремянную войну, которая продолжалася чрезъ 21 годъ, оную Всесильный Богъ прекратилъ, и даровалъ намъ со Швеціею вѣчный міръ.»

И тогда за толикую неизреченную радость и для всенароднаго увеселенія поднесено было Его Величеству ковшъ простаго вина изъ поставленныхъ про народъ бадей съ виномъ, который онъ про здравіе всенародное изволилъ и выпить.

Потомъ начали съ крѣпости изъ Адмиралтейства изъ пушекъ стрѣлять и троекратно отъ полковъ бѣглымъ огнемъ выстрѣлено было и весь народъ для такой радости пивомъ и виномъ удоволенъ былъ.

A потомъ для большаго торжества и для объявленія обстоятельной реляцiи и всего мирнаго трактата, назначилъ Eго Величество 22 числа октября месяца, къ котороик дню приуготовленъ былъ большой фейерверк и иллюминацiя,

Притомъ для сей же неизреченной радости Его Императорское Величество учинилъ генеральное прощеніе в отпущенiе винъ во всемъ государствѣ, которые въ тяжкихъ и другихъ преступленіяхъ къ наказанія знали и во оные осуждены.

Текъ же и тѣмъ, которые въ государственныхъ домахъ въ тюрмахъ заарестованы сидѣли.

Притомъ недоимки всѣ съ 1700 по 1718 годъ, которыхъ по изчисленiю до нѣсколькихъ миллiоновъ состаяло, оныя оставить.

Въ тюрьмахъ и на каторгу сосланныхъ, кромѣ тѣхъ, кои въ убійствахъ и разбояхъ, всѣхъ изъ тюремъ освободилъ.

3а толикую Eго Императорского Величества показанную неизреченную къ народу милость, Правительствующiй Сенатъ и Святѣйшій Сѵнодъ просили Его Величество, дабы изволилъ принять на себя титулъ Отца Отечества, Великаго, Императора Всероссiйскаго который титулъ принял Его Величество по великому прошенію всего народа.

 

 

 

3

Когда же 22 число октября приспѣло, дабы торжествовать оный день, тогда Его Величество изволилъ прибыть въ соборную церковь святыя Троицы, и по отпѣтіи божественной литургіи чтена была ретификацiя, то есть мирный трактатъ, а по прочтенiи онаго было сказано поученіе отъ Преосвященнаго Ѳеофана Прокоповича Епископа Псковскаго, въ которой изъявлены были всѣ дѣла и добродѣтели Петра Великаго, а особливо въ сей войнѣ произходящія, также послѣ онаго поученія приступилъ весь Сенатъ къ его Императорскому Величеству и Господинъ Канцлеръ Графъ Гаврило Ивановичъ Головкинъ, говорилъ именемъ всего Сената и всѣхъ государственныхъ чиновъ, Его Величеству поздравительную рѣчь, поокончаніи коей, отъ всего Сената, а потомъ и отъ всего народа какъ внутрь церкви такъ и внѣ великими и радостными гласы воскликнуто трижды; Виватъ, въ тоже самое время на трубахъ и литаврахъ, и барабаннымъ боемъ многочисленною пушечною и ружейною стрѣльбою отъ гвардіи и 125 галеръ и 23 напольныхъ полковъ произведены были великіе громы и звуки.

По поздравленіи же ономъ и по умолчанію гласовъ и звуковъ, отвѣтствовалъ Его Величество всему Генералитету, сими тремя краткими рѣчами тако:

1. Зѣло желаю, чтобъ нашъ народъ прямо узналъ, что Господь Богъ прошедшею войною и заключеніемъ сего міра здѣлалъ.

2 Надлежить Бога всею крѣпостію благодарить; однакожъ надѣясь на міръ ненадлежитъ ослабѣвать въ воинскомъ дѣлѣ, дабы съ нами не такъ учинилось, какъ съ монархіею Греческою.

3. Надлежитъ трудиться о пользѣ и прибыткѣ общемъ, который Богъ нашъ предъ очами кладеть какъ внутрь, такъ и внѣ, отъ чего облегченъ будетъ народъ.

Паслѣ чего начатъ быль благодарный молебенъ, и какъ окончали чиеніемъ Евангеліе, тогда въ другой разъ, какъ изъ пушекъ, такъ и изъ мелкаго ружье такая жъ стрѣльба учинена, какъ и первая, а потомъ при окончаніи молебна чтена благодарственная молитва отъ Рязанскаго Митрополита при всенародномъ колѣноприклоненіи и когда молебенъ окончился тогда Его Величество при выходѣ изъ церкви паки народъ съ восклицаніемъ трижды вивата поздравилъ и тогда третій разъ изъ пушекъ и мелкаго ружья произведена пальба.

Въ вечеру въ честь онаго мирнаго торжества была по всему городу иллюминація по окнамъ свѣчи, а по улицамъ жгли смоленыя бочки и дрова, потомъ зазженъ фейерверкъ, гдѣ

 

 

 

4

был Янусовъ храмъ здѣланъ съ отверстыми вратами, a посреди самаго стоялъ Янусъ, который въ правой рукѣ держалъ лавровый вѣнецъ, а въ лѣвой маслиничную вѣтвь. — И oный Янусъ украшенъ былъ синимъ огнемъ, и когда онаго Янусова храма врата отъ двувоинственниковъ затворены, то одинъ другову руки подали, въ знакъ союза или міра, ими учиненнаго, тогда отъ множества трубъ, литавръ в барабановь, учинился паки звукъ а потомъ съ крѣпости и съ галеръ изо всѣхъ пушекъ однимъ залпомъ вдругъ около тысячи пушекъ выстрлено было, такъ и изъ мелкаго ружья учинено, и отъ такого великаго пушечнаго огня оказалось тогда, якобы вся крѣпость и Нева рѣка пламенемъ покрылась. По три вечера потомъ торжествовано было, три фейерверка созжено, чѣмъ и окончилось оное торжество.

И тако отъ того времени уставилъ Государь Петръ Великій празновать сіе торжество въ вѣчное воспоминаніе за толикую отъ Бога дарованную неизреченную милость, какъ церковно, такъ и граждански, во вся годы августа 30 дня, а на воспоминанiе того вѣчнаго міра пренесены мощи Святаго Благовѣрнаго Великаго Князя Александра Невскаго въ Санкт-петербургъ, въ Александровскій монастырь для котораго перенесенія установлено соборнѣ праздновать вѣчно въ перьвыхъ Господу Богу за богодарованный вѣчный міръ, а потомъ пренесенію мощей святыхъ, августа 30 дня.

И для такого преславнаго сугубаго торжества, какъ Его Императорское Величество Петръ Великій, такъ и по чемъ Его Величества потомки по всягодно для празднества къ святой Божіей службѣ въ оное 30 число въ Александровской монастырь изволятъ шествовать.

Такъ же и сie Его Императорское Величество Петр Великій монаршимъ своимъ указомъ установилъ 1724 году для онаго же вѣчнаго міра торжества, чтобы на оный праздникъ и ботикъ, яко возродитель Флота Россійскаго во Александровсвскій монастырь приводимъ быль.

Государыня Императрица Елизавета Петровна узаконила, дабы учинено было въ Александровсвскiй монастырь крестное хожденіе по всягодно августа въ 30 день, въ честь Господу Богу за богодарованный вѣчный міръ.

О сихъ высокихъ торжествахъ, установлено и узаконено во всей Россійской Имперіи при святыхъ церьквахъ во всягодно въ тѣ дни каждому торжеству особо отправлять молебныя пенія благодарственныя ко Господу Богу соборнѣ съ колокольнымъ звономъ.