Моды в России в 1791 году // Русская старина , 1875. – Т. 12. - № 1. – С. 226-230.

 

МОДЫ В РОССИИ В 1791 ГОДУ.

 

23-го апреля 1791 года в № 33 „Московских Ведомостей" было напечатано объявление об издании моднаго журнала под заглавием: „Магазин Англинских, Французских и Немецких новых Мод", имеющаго выходить ежемесячно книжками из 4-х печатных листов текста с приложением 3-х, а иногда и 4-х, гравированных на меди и иллюминованных модных картинок, рисунков мебелей, экипажей и т. д. Независимо от прямаго назначения „Магазина" знакомить русскую публику с иностранными модами, издатели обещали сообщать на его страницах—„для живущих. в отдалении от сей столицы особ" — от времени до времени и по крайней мере через всякие 3 месяца, „известия о господствующем и здесь в Москве, в разсуждении уборов, платья, экипажей и проч. вкусе". Сверх того в „Магазине" должны были печататься известия о заграничных театрах, публичных и частных увеселениях и времяпрепровождении; разсказы „отличающиеся остротою и приятностью слога новостью предмета", и разныя мелкия статьи.

Такова была программа перваго в России журнала, действительно трактовавшаго о модах.1)

Внешность издания, посвященнаго всему изящному, далеко не соответствовала внутреннему содержанию „Магазина". Иначе, впрочем, быть не могло при том незавидном состоянии, в котором находились наши типографии и бумажныя фабрики восемьдесят четыре года тому назад. „Магазин" печатался в малую восьмушку, на грубой серой бумаге (в университетской типографии В. Окоркова); модныя картинки, гравированныя на меди и иллюминованныя, отчасти напоминали лубочныя, как по резцу, так и по окраске.

Весьма обстоятельное обозрение трех частей „Магазина" напечатано в составленном А. Н. Неустроевым: „Описании русских повременных изданий и сборников", каковое описание скоро выйдет в свет. Из самого журнала „Магазин" 1791 г., весьма обязательно сообщеннаго А. Н. Неустроевым, заимствуем несколько любопытнейших статей и рисунков.

1) «Модное ежемесячное издание» 1779 года только по названию было модное; в нем, кроме рисунков, все остальное составилось из литературных статей. См. «Русскую Старину» изд. 1873 г., т. VII, стр. 583, изд. 1874г. т. IX, стр. 206. Ред.

 

 

227

Сообщения о заграничных модах печатались в форме писем из Лондона, из Парижа, или из Берлина. Письма эти, разумеется, или переводились из иностранных журналов или составлялись издателями. В письме из Парижа от 6-го января 1791 года находим нисколько любопытных сообщений:

 

«Парижские наши жители поют и танцуют, а парижанки наши убираются опять по-щегольски; это есть уже хорошее предвещение. Panem et Circenses! т. е. хлеба и зрелищ требовали некогда древниe Римляне. И то и другое имеем мы теперь здесь, и тем довольны, хотя многия колеса в государственной нашей машине скрыпят, а некоторыя и совсем не вертятся. На национальном нашем театре (прежде называвшемся Theätre francais) представлена была третьяго дня новая драма „La liberte conquise" (завоеванная свобода), коею публика наша упоена была до чрезвычайности; и так как англичанин поет иногда в своем театре песню:: „God save the king" (Бог да помилует короля), так и французы пели тут вышедшую по случаю революции новую водевиль: „са ira, сa ira, сa ira...»

 

Магазин: месяц май. Париж 4-го марта 1791 г. В этом письме обстоятельно разсказывается о новейшей моде — носить карманное оружие: кинжалы, пистолеты и трости с саблями и шпагами (стр. 111—112). Особенно любопытен (в выноске) разсказ о событии 28-го февраля 1791 г. в Тюльерийском дворце:

... «28-го февраля сего 1791г., собралось во дворец к королю, под предлогом, что жизни его величества предстоит не малая опасность, некоторое необыкновенно великое число дворян, или так называемых аристократов, и когда дошло сие до сведения начальников народных войск, то они, прибыв во дворец, доложили о том королю, присовокупив, что им заподлинно известно, что помянутые кавалеры все вооружены потаенным оружием; почему король, вышед в передния комнаты, объявил, что он не имеет на сей раз нималой нужды в обороне сих кавалеров и повелевает им выложить из карманов своих все пистолеты и кинжалы. Как скоро cиe повеление излетало из королевских уст, то народныя войска бросились обыскивать и отбирать потаенное opyжие, и провожать из дворца пинками и толчками сих, может быть, и и вернейших государю своему особ, а некоторых из них, наиболее тому противившихся, отвели под стражу в тюрьму, где они и поныне стенают и имеют причину прославлять французскую вольность».

 

 

228

На следующих страницах журнала (123—129) напечатаны:

 

Общия замечания об употребителънейших платьях, уборах и нарядах прекраснаго пола и кавалеров в здешней столице.

Москва, 20-го мая 1791.

«Употребителънейшее платье здешних господ разделить можно на три следующее сорта:                                                                    

«1) Для балов в торжественные дни и для выездов в знатные почтенные домы, носят дамы: Русския платья из объерей; двойных тафт и из разных, как англинских, так и французских материй, шитыя шелками, или каменьями, с юпками одинакой мататерии, или другого цвету; рукава бывают одинакаго цвета с юпкою; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья; на шее носят околки, или род косынок на вздержке, или с складками из блонд или из кружева; на грудь надевают закладку или рубашечку, из итальянскаго или и из простого флеру на вздержке, а по вздержке пришивают блонды или кружева; рукавчики, в два ряда, из блонд, или из кружева, складками, перевязываются лентами, по пристойности, к платью; голова причесывается буклями большими и маленькими, по желанию; виски же отбираются и подрезываются наравне с ушами; шиньйон гладкой и конец его завивается буклею или шиньйон называемый: „les cheveux pendants et boucles" (то есть распущенные и буклями завитые волосы); на волоса накалывают ленты с перьями и цветами, или флером белым или цветным, с перьями же и цветами, также гирлянды из цветов; ленты же и перья употребляются по приличию к цвету платья.»

«2) Для выездов на партикулярные балы, на свадьбы и тому подобн. употребляются: сюртуки без фраков, флеровые и тафтяные полосатые с цветочками и одинаких тафт разных цветов, также шитые шелками, как по флеру, так и по тафте, с белыми флеровыми юпками, как с шитыми, так и с простыми, и с наклейкою белою и цветною с фалбалами; на шее платки и рубашечки с мужскими воротниками, флеровыя и линовыя белыя и шитыя цветными шелками; рукавчики такие-ж, как и к русскому платью; пояса из лент с концами и с бантами, и пряжки к поясам стальныя, или с каменьями; голова убирается также буклями, а на оной носят тюрбаны, разных цветов из цветных флеров, как полосатых, так и одинаких с перьямя и цветами, также и разныя наколки.»

«3)  Для  выезду  в  клуб  и  в   воксал   употребительнейшия

 

 

229

платья суть: сюртуки с фраками, с высокими воротниками, узенькими и короткими и род туркезов: 1) ситцевые, тафтяные и флеровые; рукавчики разснурованы ленточками; лацконы также разснурованы оными и на пуговицах с пряжками стальными и с каменьями; юпки из лино и по лину шитыя, как цветными шелками, так и белыми нитками; 2) кисейные на подкладке и без оной; 3) канифасные, шитые шелками и простые, обшиваемые кружевами, или бахромочкою, с юпкою из таковой-же материи с фалбалами и без оных; 4) темизы с фалбалами и с рубцами; на шее платки из лино и рубашечки с мужскими воротниками и обобранныя кружевом; пояса но пристойности платья или из лент, или нарочно тканые, шелковые, полосатые, писаные и по кисее печатные кушаки; на голове шляпка ä la cloche (на подобие колокола) из тафты и флеру, или из полосатой и тонкой материи разных цветов; к краю вокруг шляпы пришиваются черныя или белыя блонды; другия-же употребляют шляпки ä la Bergere (по постушечьи). кои надеваются на волосы на один бок, с гирляндами из цветов и из лент и с перьями».

 

«Магазин новых мод"  1791 г., кроме прозы, печатал и стихи. Вот обращик:

Красавицы не тщитесь

За модой в след бежать,

Искусством не учитесь

Натуру украшать.

Поверьте, и без шляпок,

Без тафт, и без парчей,

Без лент, цветов и касок,

Без толстых обручей,

Она в простом наряде

Умеет дух пленять,

В приятном скромном взгляде

Всю прелесть сохранять.

Примечание издателей: «Сии стишки сообщены издателям «Магазина» от некоторой почтенной особы».

 

Вот еще обозрение столичных мод в России в 1791 году: «Кавалеры здешние (в Москве и в Петербурге) носят суконные фраки разных цветов с длинным лифом и со стальными пуговицами; по нынешнему-же, весеннему времени в употреблении также для фраков шелковыя, полосатая материи и англинския полусукна; на шее косыночки из лино, батисту или кисеи, обшития кружевом, или вышитыя по краям разными шелками, повязываются оне бантом напереди с распущенными концами; жилеты шитые по канифасу белым и разноцветными шелками; изподнее платье из английской шелковой или нитяной материи с узенькими полосочками, по сторонам онаго ставятся только по три пуговицы.»

 

 

230

«Прическа головы обыкновенная есть: в три букли на стороне, одна возле другой и широкой алевержет.

„Шляпы к фракам круглыя, остроконечныя, перевязанныя лентами."

„На сих днях появились здесь шелковыя половинчатые чулки, на подобие сапожков, до половины икры темнаго цвета, а от икры до колена белыя".

 

„Магазин Мод": месяц июнь. В письме из Парижа от 5-го апреля 1791 г. корреспондент „Магазина" осыпает восторженными похвалами мадам Тейлльярд — модную магазинщицу в Пале-Рояле, изобретательницу мод для всей аристократии. К прилагаемому рисунку дамскаго головного убора (представляем его нашим читателям в точном снимке с тогдашняго рисунка), сделана следующая заметка:

«Платье и прекрасной головной убор срисовал я за несколько дней перед сим с Королевы (Марии Аитуанеты), в Тюлъерийском дворце. Она была тогда одета весьма прекрасно. Черная лента на голове и на груди была бархатная, осыпанная бриллиантами. Бюст походит на нее нисколько».

 

„Магазин Мод": месяц август. Париж, 8-го юня 1791 г. Рисунок № 13 изображает новомодный убор и платье а 1а paysanne, (по-крестьянски) поелику все уже должно сообразоваться одно другому. А именно составляют его: 1) чепец ä la paysanne (по-крестьянски) белаго лино-гофре с маленькими круглыми складками, убранной пунцовою лентою; 2) прическа головы ä la cavaliere (по мужскому) с весьма толстым шиньоном и мужскими локонами; 3) большая, круглыя, золотыя серьги; 4) на шее белый, флеровый, пышный, однако-ж полуоткрытый, платок: 5) коротенький пиеро из белаго лино a jour (без подкладки) с маленькими клиньями и 6елыми флеровыми рукавами; все cиe обшито пунцовою лентою; 6) юпка такая-же, как и пиеро, и 7) пунцовые башмачки. Вот новейшее модное неглиже наших молодых дам, которое нравится по причине крайней простоты своей. (См. рисунок).

 

«Пунцовый цвет есть все еще господствующей для всякой обшивки и ему соперником теперь есть одно только золото, коим как малый убор, так и дамское платье, обшивается. Недавно появилась-было здесь новая мода, то есть обшивать платье черным и желтым цветом и оная наименована ä la contre revolution (на манер контр-революции); но, по причине близости ея к фонарному столбу, была оная немножко опасна, а потому скоро опять исчезла».