Леонид, архимандрит. Памятные записи пятнадцатого века // Русский архив, 1894. – Кн. 2. – Вып. 6. – С. 161-164. – Сетевая версия – М. Вознесенский 2006.

 

 

ПАМЯТНЫЯ ЗАПИСИ ПЯТНАДЦАТАГО ВЕКА.

 

В наших старинных рукописях, особенно в сборниках XVXVII столетий, нередко встречаются так называемыя «памятныя записи» историческаго содержания, собрание которых воедино могло бы послужить к дополнению и объяснению летописных сказаний, заключающихся в летописном своде, изданном Археографическою Коммиссиею. Возмем для примера одну рукопись книгохранилища Троице-Сергиевой лавры, сборник ХV-го века, в четверть листа, на 284 листах. В ней (л. 245) между прочим есть: «Правило Пасхалии седмыя тысящи последняго ста (лет) от 6957 по 7000», то есть от 1450 по   1492 год.

Памятныя историческия записи этой рукописи начинаются на обороте 244 листа заметкою в самом тексте: «Лета 6957 Декемвриа 15 (1448), индикта 12, поставлен бысть Іона митрополит на святейшею митрополю Киевъскою всея Руси благоверным великим князем Васильем Васильевичем и сыном его великим князем Иваном Васильевичем».

Дальнейшия «памятныя записи» писаны на полях рукописи (верхних, боковых и нижних), одне чернилами, а некоторыя киноварью, против тех годов Пасхалии к которым оне относятся, и писаны уже иною рукою, вероятно, владельца сей рукописи, по приметам Москвича или Ростовца. Записи эти начинаются с 1450 и оканчиваются 1490 годом, следовательно продолжаются ровно 40 лет, из которых 12 приходятся на последние годы царствования в. к. Василия Васильевича Темнаго (f 1462), а 28 на первые годы царствования сына его в. к. Иоанна III Васильевича (f 1505).

По своему содержанию записи эти заслуживают внимания любителей старины, показывая вообще, как и из каких источников составлялся наш летописный свод.

1) 1450 г. На полях:  «сии стория Татари».

В этом году Пасха была 25 Апреля; Егорьев или Георгиев день приходился в Пятницу Великой недели.   В этот-то день при-

 

 

162

шли на Русь Татары. По летописям известно, что то были Татары «Синия орды»   (Ногайцы).

2) 1452 г. «Женися князь великий Иван пол 13 (13 1/2 )  лет». В   летописях нет такого замечания. Первый сын его (Иван же) родился лишь в 1458 году.

3) 1453 г.   (Июня 15)   «Преставися   София,  да   князь   Димитрей Юрьевич,   да Царь-град   взяша (Турки)».

София, мать в. кн. Василия Васильевича, дочь Витовта в. к. Литовскаго; Дмитрий Юрьевич Шемяка, известный соперник великаго князя, ослепивший его, умер в Новгороде.

4)  1454 т.  «Тогда мороз рожь побил Июня в 23 день».

5)   1455 г. «Преставися владыко Ефрем Ростовьский».

По другим известиям, он скончался в  1454 г.  (Строев).

6)  1456 г.    «Яковец (на) Ярославли пойман».

Вероятно, один из Новгородских бояр. В летописях этого известия нет.

7)   1458 г.   «Родися князю великому (Ивану   Васильевичу)   сын Иван Иванович на Федоровой недели в Среду, Февраля 15».

8)   1460 г.   «Князь   великий   Василий   миром ездилъ в Великий Новгород».

Новгородцы и этот раз хотели умертвить великаго князя или, по крайней мере, его приближеннаго Федора Босяка; спасли их увещания митрополита Ионы.

9)   1461 г. «Преосвященный преставися Иона митрополит Киевский и вся Руси Марта 31».

10)  1463 г. На полях:   «Баскак»  (Федор). Вероятно к этому году относится его кончина.

11)  1464г. «Филипп поставлен Ноября 11-го» (митрополитом).

12)   1467 г.  «Князь Федор Семенович Хрипун убил в Казани Колупая, лихова Татарина Казанскаго».

Этого сведения в летописном своде нет.

13)   1468 г.   «Князь великий ходил в Казань; о Оспожине   дни (в Успеньев день) пошли из Владимира,   а   на   Покров   пришли (обратно) в Москву».

14)  1470 г.  «Бысть протопоп Семион великия церкви Пречистыя Богородица и великаго чюдотворца Петра».

15)   1471 г. «На Шелоне бой»  (с Новгородцами).

16)  1472 г.   «Царь (хан) под Олексиным, а на осень ту (того же года) Сентября 12 преставися благоверный   князь   Юрий   Васильевич. Таж осень в 12 Ноября князь великий   Иван   Васильевич женися, поят за себя царевну (Цареградскую) из Рима Софью».

 

 

163

17)   1476 г.  «Князь великий в Новгород миром ходил Октомврия 22».

18)   1477 г.  «Зима морозовата, без снега, а весенняя вода меньше межениное»  (обычнаго весенняго уровня).

19)   1478 г. «Князь великий взял Великий Новгород защитом» (приступом, силою).

20)   1479 г.   «Августа в 12 день священа церковь большая   Пречистая (Успенский собор, построенный   Аристотелем);   Августа   же 24 пренесли Петра Чюдотворца,  Августа же в 28 пренесли Феогноста и Кипреяна, Фотия, Иону, Филиппа и великаго князя Юрья Даниловича».

21)  1480 г. «Владыку Новгородскаго в Москву привезли Феофила».

22)  1481  г.    «Царь (хан Ахмет) на Оугре стоял, да и побежал Ноемврия  13».  «Преставился князь Андрей Июля 5» (брат в.  к. Иоанна III).

23)   1482.  «Владыка Новгородский Феофил отписался своей архиепископии».

Внизу на полях той же страницы: «тогдаж и Спиридон». Здесь речь идет о Киевском митрополите Спиридоне-Русине (родом Тверитине), который был поставлен в Царьграде «на мзде,» без согласия в. к. Литовскаго, за что и отослан в Москву, а в. к. Московским заточен в Ферапонтов монастырь (f 1503). Он известен в древней Русской письменности написанием, по просьбе Соловецкаго игумена, жития Пр. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В одной рукописи есть его слово, в заглавии коего он именуется «веститором великия церкви» не Софийской ли в Царьграде?).

25)  1483 г. «Жребий и избрание 17 Июля, поставление Октября в  4». Перед этой записью была другая, затертая,   от которой остались лишь два слова:  «Ноемвриа пострижение».

Обе эти записи относятся к вышеупомянутому под 1470 г. протопопу Успенскаго Собора Симеону, который постригся в монахи в Троице-Сергиевом монастыре, под именем Сергия, оттуда по воле в. к. и по жеребью поставлен в архиепископы в Новгород, вместо Феофила; но вскоре за болезнию вернулся обратно на свое пострижение. Недовольные им Новгородцы, как известно, сочинили на Сериія особую легенду.

26)   1484 г.  «Сентября   Киев  Менглы-Гирей взял и монастырь Печерскии Пресвятыя Богородица» (разграбил и сжег).

27)   1485 г. Априлия 29 снег пал во Вторник. Июля во 2 день преставися княгиня великая (Тверская?) Марфа. Мая в 29 в другое

(во второй раз) снег пал, „доброму коню в наброд, а попу зрод»

 

 

164

(то-есть, добрый конь, пользуясь этим, нагуляется и наестся в волю на землях покрытых снегом, а хозяину (представителем его в этой пословице, как и во многих других передовое лице-священник)—зрод, неурожай, убыток.

28)   1486 г. «Сентября. Князь великий взял Тверь, посад пожог,

а владыку и бояр пожаловал: града не жог и кремля».

29)   1487 г. «Июля 9. Князь великий Казань взял, и царя поймали и с матерью и с братьями и с царицами».

30)   1489 г.  «Мая 27 преставися Геронтей митрополит всея Руси».

31) 1490 г. «Преставися (Марта 7) князь великий Иван Иванович». Сын в. к. Ивана Васильевича от  его   перваго брака на Марии

Борисовне Тверской, сын котораго в. к. Дмитрий Иванович, наименованный так при самом рождении (1498), «за некия противности был вместе с матерью Еленою» дочерью Стефана VI (1502 г.), господаря Молдавскаго, взят под стражу и посажен в тюрьму, где и скончался «в нуже» (f 1509). История двух этих лиц может служить хорошим предметом для исторической драмы. В. к. Елена Стефановна погребена в Московском Вознесенском  монастыре. Не отыщется ли там ея надгробие с надписью?

Таковы любопытныя «памятныя записи», извлеченныя из одной рукописи; а сколько их найдется, если бы кто пожелал с этою целью пересмотреть «сборники» наших библиотек публичных и частных!

Нет сомнения что писавшие эти записи, в уединении своих келлий, не чужды были желания доставить потомству средство, с помощию Божиею, помянуть дни древния и помолиться за трудившихся.

 

А. Леонид.