rossīģskikh ...

Хитрово Н.З. Отрывок из моего журнала, писанного в Вятке 1811 года // Записки и труды Общества истории и древностей российских, 1826. – Кн. 1. – Ч. 3. – С. 264-273.

 

 

 

 

ТРУДЫ

И

ЗАПИСКИ

 

ОБЩЕСТВА

ИСТОРІИ и ДРЕВНОСТЕЙ
РОССІЙСКИХЪ,

 

учрежденнаго при императорскомъ
московскомъ университет
ѣ.

 

 

ЧАСТЬ III.

 

КНИГА I.

 

МОСКВА.
Въ Университетской Типографіи

 

1826.

 

 

 

 

XX.

ОТРЫВОКЪ ИЗЪ МОЕГО ЖУРНАЛА,
ПИСАННАГО ВЪ ВЯТК
ѣ 1811 года.

 

 

Городъ Вятка, называвшiйся въ старину Хлыновомъ (*), въ Губерніи того же имени , лежитъ подъ 58 гр. 24 м. широты и подъ 68 гр. 22. м. долготы, на лѣвомъ берегу рѣки того же названія. Городъ сей построенъ на возвышенности и раздѣляется на двѣ части небольшимъ ручейкомъ, котораго берега весьма высоки и круты. Первая часть города построена на возвышеніяхъ, въ слѣдствіе плана, утвержденнаго Правительствомъ ; имѣетъ видъ правильнаго четвероугольника и окружена землянымъ валомъ, который простирается по одной части рѣки и служитъ для жителей гульбищемъ. — Другая часть города находится внизу возвышенія, худо и неправильно отстроена; въ ней видно множество разбросанныхъ, близкихъ къ паденію хижинъ ; однако, судя по стараніямъ Губернатора, прилагающаго неусыпныя попеченія объ украшеніи по возможности города и о приведенiи его въ состояніе лучшихъ городов Им-

(*) Кар. И. Р. III. ч. стр. 22.

 

 

265

періи — должно надѣяться, что въ нѣсколько лѣтъ не льзя будетъ узнать города, и что въ немъ не будетъ уже ветхихъ хижинъ. — Народонаселенiе города содержитъ около 4,800 человѣкъ мужескаго и такое жь число женскаго пола, изъ коихъ 2,380 составляютъ людей при должностяхъ и принадлежащихъ къ духовному званію, 145 купцовъ, 1,800 мѣщанъ; остальные же 475 человѣкъ суть дѣти, служители и ремесленники. —

Народонаселеніе городскаго уѣзда до ревизіи содержало 48,З05 душъ. — Въ городѣ считается 22 дома каменныхъ, и 890 деревянныхъ, 15 церквей, изъ коихъ 4 соборныя, 9 приходскихъ и двѣ при кладбищѣ; — два монастыря, одинъ мужескій (*), а другой женскій. Домъ Архіерейскій со всѣми принадлежностями составляетъ весьма большое и красивое зданіе съ довольно хорошимъ садомъ. Домъ Губернскаго Правленія и всѣ присудственныя мѣста построены на возвышеніяхъ подлѣ рѣки ; ето огромное зданіе, заключающее въ себѣ два корпуса въ три етажа, съ обшир-

(*) Основанный преподобнымъ Трифономъ, вся жизнь котораго была непрерывные труды, заботы и подвиги Хрістіанскіе; въ сей обители есть колодезь, изкопанный самимъ Препод. Трифономъ, при которомъ въ Четвертую Субботу Великаго Поста собираются всѣ окружные жители на Богомолье.

 

 

266

нымъ подлѣ дома мѣстомъ, архитектуры простой, но со вкусомъ, и составляющемъ великолѣпный видъ при въѣздѣ въ городъ со стороны рѣки — дорога Сибирская Церкви отличаются богатствомъ равно какъ и Духовенство, которое весьма уважается во всей Губерніи; одежды священническія и всѣ предметы относящіеся къ Богослуженію драгоценны. —

И навѣрно можно сказать, что ни въ одномъ Рускомъ городѣ нѣтъ столько духовныхъ процессій и праздниковъ, какъ въ Вяткѣ. Въ Благовѣщенскомъ Соборѣ весь престолъ изъ цѣльнаго серебра и позолоченъ ; онъ представляетъ съ четырехъ сторонъ произшествія изъ Священной Исторіи въ барельефахъ, обложенныхъ серебромъ и вызолоченныхъ. Все серебро вѣсомъ въ 1,040 фунтовъ 84 й пробы. —

Большой крестъ за престоломъ сдѣланъ изъ чернаго дерева, — изображеніе Іисуса Xpiста въ золотомъ окладѣ, а окружность въ серебряномъ, что производитъ весьма хорошее дѣйствіе. Шапка Архіерейская чрезвычайно  богатая; въ нынѣшнее время не льзя  сдѣлать ее  и за 60 тысячъ рублей. — Она принадлежала Пермскому Архіерею, который заложилъ ее здѣшнему за 30 тысячь рублей; срокъ давно уже кончился, и какъ не было денегъ, что бы выкупить ее; то

 

 

267

вь слѣдствіе повелѣнія Сѵнода и осталась она въ Вятской Епархіи.
Чудотворный образъ Св. Николая, находящійся въ Соборной церкви, заслуживаетъ вниманіе каждаго X
piстіанина. Онъ явился во 120 верстахъ отъ города подлѣ рѣки называемой здѣсь Великою , въ рощѣ жителямъ сей страны , именуемымъ Великорѣцкими въ 1З8З году, въ царствованіе Великаго князя Димитрія Іоанновича Донскаго.—

Одинъ крестьянинъ , примѣчая сряду три ночи сіяніе въ лѣсу, вмѣстѣ съ своими товарищами рѣшился идти посмотрѣть, отъ чего происходило оное; сколь было велико ихъ удивленіе, когда подлѣ источника нашли они небольшой образъ, окруженный свѣчами. Изумленные симъ чудомъ, они погасили свѣчи и понесли образъ къ себѣ домой, желая на другой день объявить о семъ Начальству; удивленіе ихъ еще болѣе увеличилось, когда они поутру не нашли у себя образа. Они отправились опять на прежнее мѣсто, стали искать образа ; однако не нашли — и рѣшились дожидаться ночи. Когда наступилъ тотъ часъ, образъ и свѣчи снова появились; крестьяне пали на колѣна, и послѣ краткаго моленія, побѣжали объявить о семъ чудѣ Архіерею, кото-

 

 

268

рый отправилъ туда все Духовенство,  чтобъ поднять образъ и принести его въ городъ. Съ тѣхъ поръ ciя икона творила много чудесъ надъ жителями больными и увѣчными. — По приказанiю Патріарха Московскаго, образъ перенеcли въ Соборную церковь съ повелѣніемъ Духовенству, ежегодно въ день явленія образа, носить его на то мѣсто и служить благодарственный молебенъ съ водосвятіемъ: что понынѣ и исполняется. Сія церемонія привлекаетъ множество набожныхъ людей и приноситъ церкви ежегоднаго дохода до нѣсколька тысячь р. Каждый годъ, въ продолженіи шести недѣль, носятъ образъ. Стеченiе народа, сопровождающаго оный, и приходящаго ему во срѣтеніе, чрезвычайно велико. Иногда болѣе 15 тысячь человѣкъ, движимыхъ благочестіемъ, приходятъ сюда въ минуту его отправленія, составляющаго великолепное зрѣлище на водѣ. Все Духовенство шествуетъ въ процессiи и до рѣки въ богатыхь облаченіяхъ; шлюпка о двенадцати веслахъ, хорошо и богато украшенная, ожидаетъ принятія образа и Духовенства. Все пространство рѣки въ минуту отплытія онаго покрывается лодками, полными людей, слѣдующими за процессіею на разстояніи 25

 

 

269

верстъ. Стеченіе народа въ разныхъ одеждахъ, богатыя платья купчихъ и красные платки крестьянокъ представляютъ зрѣлище плѣнительное; къ тому надлежитъ присоединить звонъ колоколовь; — все ето составляетъ великолепное шествіе; наконецъ, смѣю увѣрить, что картина сія можетъ почесться единственною, и я не видалъ ни одной церемоніи духовной, которая могла бы сравниться съ оною. Положеніе мѣста, разнообразные виды, рѣка, на версту разливающаяся — все ето приводило меня въ такое восхищеніе, котораго не можетъ изобразить слабое перо мое.

ѣсь надлежитъ упомянуть объ одной епохѣ, торжествуемой каждый годъ на городскихъ валахъ 22 го Апрѣля и заслуживающей вниманіе любопытныхъ. Жители города Вятки толпами собираются въ сей день къ небольшой деревянной часовнѣ, гдѣ поютъ панихиды объ упокоеніи душъ своихь соотечественниковъ и родныхъ, убіенныхъ въ тотъ день 1392 года, — во время сраженія, даннаго по ошибкѣ ихъ начальниковъ союзникамъ, жителямъ княжества Устюжскаго — теперь уѣзднаго города Вологодской Губерніи. — Вотъ что я могъ почерпнуть изъ разныхъ старинныхъ рукописей, хранящихся въ церквахь и

 

 

270

Консисторіи и сообщенныхъ мнѣ Преосвященнымъ Вятскимъ Гедеономъ: ,,Жители Вятки безпрерывно воевали съ Татарами , кои причиняли имъ много зла и всегда одерживали надъ ними верьхъ.

Союзники первыхъ Устюжцы хотели помочь Хлыновцамъ въ сихъ несчастіяхъ и вознамѣрились послать къ нимъ на помощь войско подъ начальствомъ Князя Афаила и сына его Нестора, скрывая отъ нихъ свои намѣренія. Они исполнили ето самымъ тайнымъ образомъ, прибыли ночью съ войскомъ, и заняли позицію на возвышеніяхъ, прикрывающихъ городъ съ тѣмъ, чтобъ сдѣлать внезапное нападенiе на одно крыло Татарской арміи, которое, узнавши о приходѣ непріятеля, обратилось въ бѣгство, и оставило одинъ только отрядъ войска для прикрытія своихъ движеній. Бѣдные Вятичи, не зная благороднаго намеренія союзниковъ, тотчасъ на нихъ напали, почтя ихъ за Татарское войско, делавшее маневры для смѣны караула.

Битва началась съ обѣихъ сторонъ равно жестокая, продолжалась всю ночь, и только лишь на разсвете кончилась.

Съ дневнымъ свѣтомъ Хлыновцы увидели свою ошибку, но поздно и предались величайшему унынію; кь томужь не было

 

 

271

никакого средства помочь бѣдѣ. Союзники лишились двухъ своихъ начальниковъ и тысячи человѣкъ; но жители Вятки , подъ предводительствомъ Михаила Расахатина, бывшаго начальникомъ округа, принудили; ихъ оставить позиціи, удалиться и разбили бы ихъ всѣхъ на голову, если бъ разсвѣтъ не помѣшалъ гнаться за ними, и еслибъ сіи послѣдніе не были узнаны. Однако потеря Вятячей простиралась свыше четырехъ тысячь человѣкъ; потому что надлежало взойти на возвышенія, чтобъ прогнать мнимыхъ непріятелей. — Весьма любопытно то, что пламенная любовь имѣла вліяніе на ревность Устюжцевъ: ибо Князь Афаилъ рѣшился предпринять сей походъ по усильнымъ просьбамъ сына своего Нестора объ оказаніи помощи жителямъ Вятки. Князъ Несторъ былъ влюбленъ въ дочь начальника удѣла, Расахатина, и надѣялся, что отецъ его одобритъ выборъ его сердца ; но судьба положила предѣлъ сей любви плачевною смертію родителя и сына. — Дочь Расахатина, прекрасная Евдокія, узнавши о смерти своего любовника и объ опасностяхъ, коимъ онь подвергался для вспомоществованiя своимъ, предалась жесточайшему отчаянію, и даже полагаютъ,

 

 

272

что будто она приняла ядъ ; ибо умерла спустя нѣсколько дней послѣ сего сраженія. Она предъ смертію просила , чтобъ похоронили ее вмѣстѣ съ ея любовник омъ и отцомъ его, но было невозможно исполнить сію просьбу; ибо Устюжцы тела своихъ Князей увезли съ собою.

Вятичи, движимые благочестіемъ, вскорѣ послѣ сраженія построили деревянную часовню, похоронили убіенныхъ и поставили надъ ними деревянный крестъ, принесенный изъ Собора, где оный находился въ теченіи двухъ сот. лѣтъ; даже поныне приметна надпись 1605 года (сіе случилось въ правленіе Годунова). Жители изъявили желаніе, чтобы всегда лампада горела у креста и чтобъ ежегодно вспоминать помянутое несчастное событіе. Ныне въ день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятнаго дня прогулкѣ и увеселеніямъ. — Народъ собирается съ небольшими свистками, и целый день свищетъ ходя по улицамъ, и стоя на валу, бросаетъ глиняные шарики въ ровъ, куда сходятся городскіе ребятишки собирать ихъ; часто случается, что шарики попадаютъ имъ въ голову и прошибають до крови, но ето не

 

 

273

препятствуеть имъ продолжать свою потѣху. — Въ честь оставшихся послѣ сраженія вдовъ продаются на тѣхъ мѣстахъ куклы изъ глины, росписанныя разными красками и раззолоченныя. Сей праздникъ называется въ здѣшнемъ краѣ Свистопляскою.

 

 

Н. Хитрово.

 

К О H Е Ц Ъ.