Феофан Прокопович. Письмо архиеп. Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману // Москвитянин, 1852. – Т. 6. – № 22. – С. 1-2.

 

ПИСЬМО АРХИЕП.  ФЕОФАНА ПРОКОПОВИЧА К КАНЦЛЕРУ ОСТЕРМАНУ 1).

 

Благороднейший и Превосходительнейший Барон!

Понеже между прочими церемониями к надходящей Императорскаго Брака отправе надлежащими, первенствует брачный венец, от котораго и бракосочетание венчанием в церкве Греческой нарицается; а требуется известие, каковый бы к делу сему пристойнейший венец был. Того ради мое о том мнение, Превосходительству Вашему, благопочтением предлагаю. Во-первых ведать надлежит, что в требниках или ритуалах как Словенских наших, так и Греческих, нигде не определено—каковым образом брачныя венцы делать, но в церквах Великороссийских многие их различие: иные древним девическим повязкам подобные, иные с лучами, каковые на старых деньгах солнцевы, на славных витязей видим,; иные с лилиями, французским сообразными, к иным и дужки, против обычая королей Европских придаются. А в Малой Poccии неоднократно случалось видеть плоские на вершок широкие обручики, шарами украшенные, или позолоченые, на подобие Царских древних диадим. А в Греческих странах и нет никаких венцов к брачной церемонии в церковном сокровище хранимых. Но из домов жениха и невесты к делу венчания приносятся, соплетаемыя из ветвь масличных, или лавровых, лимонных, помаранцевих, еще же и там кто хощет и может, разными лентами и цветками оныя украшать. А по венчании отдаются из церкви в дом новобрачных лиц;

 

1) Свидетельствуем усерднейшую нашу благодарность достопочтенному ревнителю отечественной старины, которому Русская история обязана столько, Михаилу Осиповичу Судиенку, за сообщение этих любопытных нам докумснтовъ. М. П.

 

 

2

свидетельствует о том здесь обретающийся Преосвященный Митрополит Фивандский, и прочии Греческии духовнии. А Яков Гоар в Eврологии Греколатынской о употреблении у Греков венцев масличных яко обычном свидетельствует, сказуя и намерение их, на знак чадородия масличному саду уподобляемаго в Псалме 127 (сынове твои яко новосаждения масличная). Который Псалом во время брачнаго венчания поется. Знатно же и у древних Латынских християн масличные венцы на брачных накладывано, понеже Сидонии Аполлинарий оные в стихах своих воспоминает в Епифаламии о браце Полемия. Не подобает же умолчать о обычае народа Грузинского, который употребляет на браках венцов особливых, иметь по домам (индеже в церквах) готовые обручики с прутиков шелком оплетенных: и на них висят шелковые четыре кисти. А во Время брачнаго   венчания оплетают обручики оные Зеленым древа некоего листвием, а наипаче виноградным по свидетельству Его Высочества Царя Грузинскаго, и от сего явно, что хотя в Церкви восточной издревле и везде, на бракосочетании венцев употребляно и доселе употребляют, однако же нигде и никогда не определен собственный некий венец оных образ, но положено то, яко вещь среднюю на произволном обычае. Сия же ведая не может иметь ни коего в том сумнительства: и можно их к венчанию Величеств приготовить венцы Масличные, или Лавровые, или и от разных листий и цветков с прилучением и драгих каменей искусно сочиненые, только надлежиг на челе оных венцев быть малым образом, Христова лица на жениховом, и Богородични на невестином, ибо cиe в церквах Российских везде хранится. Если же в сем не отступать от Русскаго обычая, то по моему мнению, надлежит поделать. Короны Императорские (с лицами Христовым и Богородичным), понеже в церквах наших обретаются венцы Королевским подобные. Но и cиe мнение предаю премудрому разсуждению и самаго себя вручаю благодетельской милости и п.