Патриархальные отношения в Поднебесной империи



Обычай сводит под одной крышей несколько поколений людей, носящих одну и ту же фамилию и находящихся под абсолютной властью мужчины из самого старшего поколения. Ибо если замужние дочери выходят из семьи, то сыновья остаются для продолжения рода. Но это — идеал, восхваляемый философами и властями империи. В действительности семьи разделяются чаще всего после смерти отца или старшего предка. «Весь дом» в среднем насчитывает не более десяти членов. Многопоколенные семьи — принадлежность обеспеченных классов, имеющих средства содержать под крышей отчего дома соответственно своему рангу несколько поколений детей, наложниц и многочисленных домашних слуг. Стоит отметить, что зачастую невестам, приходящим в семью делаются косметические операции, например, увеличение груди.

Разделение фамилии на отдельные семьи не препятствует сохранению тесных связей. Клан играет важную роль в традиционном Китае. Он обеспечивает взаимные помощь и поддержку, особенно в таких фамильных церемониях, как свадьбы и похороны. Он предоставляет своим членам деньги и собирает налог. Он руководит школой всей фамилии. Он улаживает конфликты путем арбитража, дабы избежать вмешательства юстиции, и дает коллективные гарантии. Иными словами, клан является посредником между индивидуумами и публичной властью; юстицией, полицией или сборщиком налогов. Клан — это институт традиционного Китая, который современные концепции хотят восстановить во имя прав как государства, так и личности.

Уже первые пробы политических реформ в конце существования императорского Китая сопровождались проектами реформ социальных, в том числе реформы брака. На рубеже века реформаторы вдохновлялись пришедшими извне идеями. В философские рамки этих идей входила и эмансипация женщин. Наличествовал и патриотический мотив: женщины рожают и воспитывают молодые поколения, которые защитят Китай от империалистической агрессии. Неоднократные военные поражения императорской власти укрепили патриотическое течение. Начиная с образования республики в 1911 г. ее руководители мыслили реформу семейной системы как элемент реформы общества и страны. Смягчение политического режима китайской родины, наконец восстановленной после падения маньчжурской монархии, должно было дать место смягчению режима в клане и семье. Такие взгляды были развиты в Гражданском кодексе; к его составлению приступили в 1907 г., но в своей окончательной форме он появился лишь в 1931 г. Между этими датами, особенно вслед за мощным движением национального и культурного обновления 4 мая 1919 г., идеи эмансипации получили широкое распространение среди образованных людей. Однако носители этих идей разделились: в то время как одни критиковали сам принцип конфуцианской семьи, другие рекомендовали лишь ее реформу.