Древнерусская… медицина



Несомненно, нынешняя медицина удивляет широтой своих возможностей. Но наивно полагать, что раньше медицины не было – все древние народы знали секреты врачевания, которые утрачены сегодня. Не исключение – и медицина древней Руси.

 

Средневековье – или иначе, время Древней Руси – было, как известно, чрезвычайно смутным временем: войны и эпидемии тысячами уносили жизни, медицинская реабилитация тех, кто выжил, была актуальной, в то же время интерес к устройству человеческого организма всегда был естественным для ученых мужей, что порождало теоретические трактаты. Что касается древнерусских размышлений о теле и медицине, то они, увы, по большей части не самобытны: через византийские изложения или непосредственно они наследуют труды Аристотеля и Гиппократа. Так, на византийских источниках основаны «медицинские» разделы «Шестоднева» и  "Слова о правой вере"  Иоанна Дамаскина.

Иное дело – древняя врачебная практика. О ней мы узнаем по берестяным грамотам, по летописям. Чаще всего летописи содержат отчет о болезнях и лечении великих князей, и тут медики обнаруживают удивительный профессионализм в клиническом описании симптомов заболевания, свидетельства успешного и активного использования хирургической медицины. Мы не знаем, осуществлялось ли на Руси лечение грыжи позвоночника и остеохондроза – таких «популярных» сегодня болезней, но точно известно, что врачи применяли ампутацию, протезирование, тампонирование.

На Руси первые государственные больницы были открыты только при Иване Грозном, до этого же медицина была уделом лиц духовных: она базировалась в монастырях и монастырских лечебницах. Ученые монахи тщательно изучали медицинские трактаты, многим из них была дарована лекарская мудрость и целительная сила. Князи и бояре за помощью обращались к прославленным лекарям-монахам, шли к ним и простые люди, но снова – летописи хранят только истории об исцелении великих. Так, например, великого киевского князя Владимира Мономаха некогда вылечил преподобный Агапит. Князь Владимир потерял уже надежду на излечение и тогда призвал к себе Агапита. Но лечец смог исцелить князя, даже не покидая монастыря – он просто послал мазь для больного.

Между лечцами осуществлялись своеобразные соревнования – состязания во врачебной хитрости, в умении вылечить тяжелобольного, и эта практика для Руси специфична.

Из летописей мы узнаем и о тотальном поражении хитроумных древнерусских лекарей: об эпидемиях, которые на Руси называли мором, и справиться с которыми никак не могла тогдашняя медицина. Различные бушевавшие в средние века моры были значительным событием и наводили ужас, поэтому летописи описывают их весьма подробно, а изображали чуму и холеру в виде огромных страшных женщин или злобных старух. Считалось тогда, что мор – это следствие дел черных сил, волхований или перемены ветра.