Нужны ли мемуары и воспоминания?



Для чего пишутся воспоминания, дневники и мемуары, спросите вы? Нужно ли нам в двадцать первом веке изучать то, что писали сто пятьдесят - двести лет назад? Или про эту "пыль веков" можно вообще забыть? Кто-то скажет, что гораздо интереснее читать литературное произведение, где характер героя выписан яркими мазками, а вся "бытовуха" была задвинута глубоко на задний план. Но ведь дух времени складывается как раз из тех самых мелочей, которые в середине прошлого века окрестили мещанством.

Бытовые подробности позволяют нам уловить стиль жизни, прочувствовать атмосферу прошлого. Чаще всего встретить их можно в дневниках уездных барышень, которые подробнейшим образом описывают туалеты своих подружек и их матушек, упоминая, что "нынче в моде", и каким цветам отдается предпочтение в сезоне. В мельчайших деталях рассказывают, как прошел бал у господина N., на котором удалось побывать, какие блюда подавали во время праздничного ужина у госпожи К. и многое другое. Современной девушке, предпочитающей конному экипажу лексус или пежо 107, кажется забавным упоминание о том, что при помощи веера или букета цветов можно было выразить целую гамму чувств, а вот искусству изящного флирта они могут и позавидовать. Целые страницы подобных мемуаров посвящены подробному описанию танцев, так что, перелистав их, можно действительно понять, что же все-таки чувствовала Наташа Ростова на своем первом балу.

Особенно интересно, если под перо старательной "писательницы" попадает знаменитый человек. К примеру, в "Воспоминаниях о Рахманинове" очень живо смотрятся страницы из дневника влюбленной в композитора Верочки Скалон, они изобилуют бытовыми подробностями, позволяющими "почувствовать эпоху" и увидеть Сергея Васильевича несколько с иной, "неофициальной" стороны.

Воспоминания женщин среднего сословия радуют подробным описанием интерьеров, мебели, сервировки стола, что очень ценят художники-декораторы, разыскивающие подобную информацию с профессиональной точки зрения. Быт становится материальным, почти осязаемым, можно узнать, какие рисунки для вышивания были в моде, как выглядел праздничный наряд купчихи первой гильдии или попадьи (вот тут благодарны художники по костюмам). Быть может, через много лет кому-то будет интересно, как выглядел автосалон, где размещался дилер фольксваген или интерьер салона красоты.

Многие искусствоведы благодарны писателю Боборыкину за его роман-воспоминание "Китай-Город", так как по его точнейшим описаниям, изобилующим деталями, можно производить реконструкцию интерьеров или костюмов. Так что ценятся не только мемуары великих полководцев или исторических деятелей.