Влияние идей З. Фрейда на русскую литературу ХХ века.



В начале XX века Россию захватила волна фрейдизма. Многие работы Зигмунда Фрейда переводились на русский язык, издавались его книги, а также возникло несколько психоаналитических обществ. Подобная эпидемия коснулась и художественной литературы. Идеи бессознательного, описанные в работе Фрейда, нашли свое отражение в различных литературных произведениях, а также дали начало новым течениям в искусстве.

Отношение к фрейдовской теории бессознательного во всем мире оказалось далеко не однозначным. Так в Германии и Австрии фрейдизм долгое время подвергался запрету, а в России, США, Англии, наоборот, стремительно набирал обороты. В России психоанализ явился одним из важных составляющих интеллектуальной жизни. Молодые аналитики В. Иванов, О.Мандельштам, Дягилев и другие возвращались из-за границы и охотно пропагандировали на Родине идеи Фрейда.

Поскольку психоаналитики общались также с писателями, идеи фрейдизма очень скоро нашли свое выражение в самых разных произведениях как сторонников, так и противников данного течения. В частности, речь идет о сатирических рассказах Михаила Зощенко, который высмеивал возможности лечения с помощью психоанализа, о знаменитой «Лолите» Владимира Набокова, саркастически расписывающей методы лечения сторонников фрейдизма.

В то же время, фрейдовские идеи бессознательного позволили переосмыслить существующие в русской и мировой культуре традиции и ценности и дали начало новым направлениям в искусстве. Подобно тому, как изобретенный много веков назад способ страхования транспорта постепенно трансформировался в мало похожее на него страхование каско, в искусстве появились новые течения под названием сюрреализм, театр абсурда, драматургия жестокости, литература потока сознания и т.д.

Центральными понятиями фрейдовской системы являются Эрос (инстинкт жизни) и Таиатос (инстинкт смерти). Первый способствует конструктивной деятельности, а второй деструктивной, например, если инстинкт жизни подвигнул человека заполнить каско калькулятор для обеспечения безопасности автомобиля, то инстинкт смерти будет всячески препятствовать получению страховки. Поэтому вся жизнь, по Фрейду, сводится к постоянному противодействию этих двух инстинктов. 

Эту идею подхватили русские поэты 20 века. Появились такие произведения, как «Санин» М. Арцебашева, «Гнев Диониса» Е. Нагродской, «Ключи счастья» А. Вербицкой, «Дачный уголок» Н. Олигера и другие, в которых воспевалась чувственность и Эрос.

Идеи Зигмунда Фрейда на протяжении многих десятилетий будоражили умы людей самых разных слоев. Не потеряли они свою актуальность и сегодня. Художественная литература, своеобразно интерпретировавшая идеи фрейдизма, продолжает развивать их и в настоящее время.